Право 2000 - Законодательство Республики Беларусь
Право Беларуси под общей редакцией Валерия Левоневского
Главная страница | Список | Новости законодательства

Текст документа в редакции по состоянию на март 2000 года

<<<

   
                  ВЫСШИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
   
                                   РАЗЪЯСНЕНИЕ
                         от 6 января 2000 г. N 03-24/25
   
                                              Хозяйственным судам областей
                                                                и г.Минска
   
           В связи  с  поступившими  от   хозяйственных   судов   областей
      вопросами о   применении  ХПК  Республики  Беларусь  (далее  -  ХПК,
      Кодекс), Высший Хозяйственный Суд
   
                                   разъясняет:
   
           1. Хозяйственным судам следует применять пункт 2) части третьей
      статьи 47 ХПК с учетом пункта 1) части третьей статьи 47 Кодекса,  в
      соответствии с  которым  прокурорам  области   предоставлено   право
      направления искового  заявления  в  Высший  Хозяйственный  Суд.  Это
      означает, что прокуроры областей вправе направлять исковое заявление
      и в  нижестоящий  хозяйственный  суд области или приравненный к нему
      хозяйственный суд.
           2. Хозяйственные суды применяют статью 82 ХПК с учетом статьи 2
      Закона Республики  Беларусь  "О  хозяйственных  судах  в  Республике
      Беларусь", в  соответствии  с   которой   все   хозяйственные   суды
      Республики Беларусь составляют единую систему хозяйственных судов. В
      этой связи хозяйственным судам областей и хозяйственному суду города
      Минска следует   сообщать  о  всех  случаях  неисполнения  (задержки
      исполнения) хозяйственным    судом    поручения    о    производстве
      определенных процессуальных действий в Высший Хозяйственный Суд.
           3. Высший Хозяйственный Суд считает, что в статье 99 ХПК должен
      быть сохранен принцип  отнесения  расходов  по  извещению  и  вызову
      сторон в хозяйственный суд,  направлению судебных актов и выполнению
      судебных поручений к  издержкам,  связанным  с  рассмотрением  дела,
      поскольку предложение   об   учете   данных   расходов   в   ставках
      государственной пошлины существенно усложняет ее расчеты.
           4. Хозяйственные суды применяют статью 101 ХПК исходя из  того,
      что часть  вторая постановления Совета Министров Республики Беларусь
      "О внесении изменений в ставки государственной пошлины" от 1  ноября
      1999 г.  N  1706  не устанавливает каких-либо исключений в отношении
      исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного
      и неимущественного   характера.   Однако   если   предметом  исковых
      требований одновременно   с   признанием    акта    инспекции    ГНК
      недействительным является и требование о взыскании денежных сумм, то
      государственная пошлина исчисляется и оплачивается заявителем только
      по требованию о признании акта недействительным,  поскольку согласно
      пункту 17 статьи 4 Закона  Республики  Беларусь  "О  государственной
      пошлине" освобождаются  от уплаты государственной пошлины в судебных
      учреждениях лица по искам к инспекциям ГНК и  финансовым  органам  о
      взыскании в   их   пользу   сумм  из  бюджета,  а  также  за  подачу
      кассационных и надзорных жалоб по таким делам.
           Хозяйственные суды  применяют  пункт  6 статьи 101 ХПК с учетом
      статьи 2 Закона Республики  Беларусь  "О  государственной  пошлине",
      которая предусматривает,   что  объектом  обложения  государственной
      пошлиной являются заявления и жалобы на решения хозяйственных судов.
      С заявлений  о  пересмотре  определений  государственная  пошлина не
      взимается.
           В Постановлении   Совета   Министров   Республики  Беларусь  "О
      внесении изменений  в  ставки  государственной   пошлины"   N   1706
      предусмотрена оплата государственной пошлины только с кассационных и
      первичных надзорных жалоб на  решения  и  определения  хозяйственных
      судов об  утверждении  мирового  соглашения,  а  также  с  жалоб  на
      кассационные определения  и  надзорные   постановления   вышестоящих
      надзорных инстанций.
           5. При  вынесении определений о судебном приказе в соответствии
      со статьей 116 ХПК судьи  хозяйственных  судов  применяют  примерную
      форму определения    о   судебном   приказе,   утвержденную   Высшим
      Хозяйственным Судом.
           6. Хозяйственным судам следует применять статью 120  Кодекса  с
      учетом следующего.  В  соответствии  со  статьей 117 ХПК заявление о
      возбуждении приказного производства подается в хозяйственный суд  по
      общим правилам      подсудности,     установленным     Хозяйственным
      процессуальным кодексом,  т.е.  по  месту   жительства   или   месту
      нахождения должника.
           Из смысла статьи  120  Хозяйственного  процессуального  кодекса
      вытекает, что  заявление  подается в письменной форме и с копиями по
      числу должников. Обязанность по направлению копии заявления должнику
      возлагается на хозяйственный суд. Такой вывод следует из статьи 118,
      в соответствии с которой непредставление документов,  подтверждающих
      направление копии  заявления  должнику  не  является  основанием для
      отказа в принятии заявления,  а также из  части  первой  статьи  120
      Хозяйственного процессуального   кодекса,   которая   указывает   на
      вручение копии заявления, а не на направление ее.
           7. Хозяйственные суды применяют статью 122  ХПК  учитывая,  что
      заявление об  отмене определения о судебном приказе подается в ту же
      инстанцию, в которой указанное определение было  вынесено,  и  может
      быть принято  к  рассмотрению  лишь при наличии установленных частью
      первой статьи 122 условий.  Таким образом,  вопрос об удовлетворении
      либо об  отказе в удовлетворении данного заявления разрешается в той
      же инстанции  и  тем  же  судьей  (судом),  которым  было   вынесено
      определение о судебном приказе.
           Если судья выносит определение об  отказе  в  отмене  судебного
      приказа, то  это  определение  может  быть обжаловано в кассационном
      порядке.
           8. Хозяйственные суды применяют главу 19 ХПК с учетом положений
      статьи 127 Кодекса, в соответствии с которой правовыми последствиями
      рассмотрения встречного   иска   являются   зачет    первоначального
      требования и   исключение   полностью  или  в  части  удовлетворения
      первоначального иска,  что  в  соответствии  со  статьей   153   ХПК
      отражается в решении.
           9. Хозяйственные   суды   применяют   статью   136  Кодекса,  в
      частности, принцип  непосредственности,  устности  и   непрерывности
      судебного разбирательства,  с  учетом  требований  ХПК  о завершении
      судебного разбирательства путем вынесения решения. Вместе с тем суды
      вправе принимать  к рассмотрению новые исковые заявления и совершать
      процессуальные действия по ним в случаях,  когда в  соответствии  со
      статьей 96  и  статьей  144  ХПК  ими  были  вынесены определения об
      оставлении иска   (заявления)   без   рассмотрения    и    отложении
      рассмотрения дела.  Начало  судебного разбирательства другого дела в
      перерыве между  судебными  заседаниями  по   предыдущему   делу   не
      допускается.
           10. Высший  Хозяйственный  Суд  обращает внимание хозяйственных
      судов, что  в  соответствии  с  частью   первой   статьи   168   ХПК
      хозяйственный суд  выносит  определение  в виде отдельного судебного
      акта в случаях,  предусмотренных Кодексом.  В соответствии с  частью
      второй статьи   141  Кодекса  критерием  для  вынесения  определения
      является не место принесения заявлений и ходатайств (непосредственно
      в судебном  заседании),  а их форма (письменная).  При этом вопрос о
      судьбе ходатайства  не  входит  в  установленный  статьей  151   ХПК
      перечень вопросов,  разрешаемых при принятии решения. Кроме этого, в
      соответствии с частью четвертой статьи 153  ХПК  описательная  часть
      решения должна   содержать   лишь   краткое  изложение  заявлений  и
      ходатайств, а  в  соответствии  с  частью  седьмой  этой  же  статьи
      резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении
      или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования,
      но не заявления или ходатайства.  Таким образом,  судьба письменного
      ходатайства или  заявления   решается   в   определении.   В   одном
      определении может  быть  разрешено несколько ходатайств и заявлений,
      если Кодексом не предусмотрено вынесение отдельного  определения  по
      каждому ходатайству.
           11. Хозяйственные  суды  применяют  часть вторую статьи 149 ХПК
      исходя из  того,  что  процессуальный  закон  в  данной   части   не
      устанавливает универсальной    обязанности   ведения   протокола   в
      зависимости от   формы   заявления   ходатайств,    но    определяет
      исчерпывающий перечень  оснований,  по  которым  протокол  ведется в
      обязательном порядке.
           12. Высший Хозяйственный суд  обращает  внимание  хозяйственных
      судов на  то,  что  в  части  второй статьи 169 ХПК под "сообщением"
      понимается частное  определение  хозяйственного  суда,  направляемое
      организации, должностному лицу или гражданину.
           13. Кассационная  жалоба  (протест)  подлежит  возврату во всех
      случаях, указанных в статье 180 Кодекса,  в том  числе  если  в  ней
      содержится указание  на  подачу  дополнительной жалобы.  Об отказе в
      принятии кассационной жалобы (протеста)  хозяйственный  суд  выносит
      определение, которое направляется лицу,  заявившему жалобу (протест)
      в течение установленного частью третьей статьи 125 ХПК  пятидневного
      срока со  дня  поступления  этой  кассационной  жалобы  (протеста) в
      хозяйственный суд.
   
                                           Первый заместитель Председателя
                                               Высшего Хозяйственного Суда
                                                       Республики Беларусь
                                                              В.С.КАМЕНКОВ
   
   
      --------------------------------------------------------------------


<<< На главную страницу

Рейтинг@Mail.ru





Hosted by uCoz